Юпитер

Брихаспати (санскр. बृहस्पति - «господин Брахмана»)

Брихаспати, рождаясь сначала
От великого света на высшем небе,
Семиротый, рожденный силой, с семью поводьями,
(Своим) ревом раздул в разные стороны мрак. 

Ригведа  (IV, 50)

Мифология

Происхождение

Статуя Брихаспати, храм  Брихаспати Дхам Мандир, Индия
Статуя Брихаспати, храм Брихаспати Дхам Мандир, Индия
 

Отцом Юпитера был Ангирас — сын Брахмы. Однажды при виде прелестных апсар (божественных танцовщиц) в Брахме вспыхнуло страстное желание, и семя его изверглось. Из огня, в который упало семя, родились Маричи, Бхригу, Ангирас и другие риши. Ангирас получил своё имя от того, что родился от раскалённых углей (ангара). Не кто иной, как он, впоследствии наложил заклятие, приведшее к рождению могучего Ханумана. Восемь сыновей, среди которых был и Юпитер, родила Ангирасу его супруга Шраддха. Вот почему некоторые называют Юпитера сыном бога огня: они имеют в виду огонь, воплощённый в Ангирасе.[1]

Некоторые Пураны называют Брихаспати сыном Агни. Однажды отец Брихаспати, Ангирас, предавался аскезе в своей обители, и когда огонь его подвижничества разгорелся, сила настоящего огня уменьшилась. Тогда Агни, бог огня, предстал перед Ангирасом и сказал: «О, господин! Твое сияние превзошло мое, и с этого дня настоящий огонь — ты! Поэтому ты будешь первым огнем, а я — вторым, огнем Праджапати». После такого благословения небожители признали Ангираса еще одним богом огня, и потому Брихаспати называют сыном Агни.[2]

В «Махабхарате» повествуется, что Чандрамаси, супруга Брихаспати, родила ему шесть сыновей — огней жертвоприношений, и одну дочь.

В Сканда-Пуране говорится, что Брихаспати в течение тысячи лет поклонялся Господу Шиве, за что Шива подарил ему планету Юпитер.

Имена

Во всех древних текстах, начиная с Ригведы и вплоть до более поздних Упанишад и Пуран, Юпитер упоминается под разными именами, каждое из которых подчеркивает какое-либо из его свойств. Чаще всего Юпитер называют Брихаманспати или Брихапати. Это два равнозначных имени Брахмы, творца всего мироздания. В основ этих имён лежит слово лежит корень «бри», который имеет значение расти или «расширяться».[3]

Юпитер исполняет особую ответственность, согласно которой он должен обучать учеников и незаметно должен направлять их на путь истины. Это очевидным образом следует из его имён. Юпитер известен как Анимишачарья -  Немигающий Наставник; Чакшуса - Свет, который горит внутри глаз, освещая путь; Иджья - Учитель Богов и Индреджья - Тот, кто подчинил свои органы чувств. Его также называют Гуру, что означает Наставник, тот кто посвящает учеников в тайную мудрость Вед.[3]

Изображения

Брихаспати имеет желтое тело, восседает на цветке водяной лилии, и у него четыре руки. В одной руке он держит чётки из плодов рудракши, в другой - чашу для подаяний, в третьей - жезл, четвертой рукой он дарует благословения. Как владыка планеты Юпитер, он управляет колесницей, которая называется Нитигоша и в которую запряжены восемь светло-серых лошадей. Жёлтый цвет является цветом интеллекта, он благоприятен для проведения ритуалов и богослужений. Цветок водяной лилии символизирует духовное возрождение и развитие через красоту и гармонию. Рудракша символизирует глаз Шивы. Это ягода с дерева, которое используется в медицинских и религиозных целях. Из ягод делаю чётки, которые перебирают при чтении мантр. Рудракша обладает огромной охранительной способностью и защищает человека от любого посягательства тёмных сил. Рудракши в руке Брихаспати указывают на то, что что его сознание прочно связано с космической защитной силой Шивы. Чаша для подаяний указывает на то, Брихаспати не накапливает материальные блага для себя. Он полностью предан Божественной воле и его не интересуют богатства. Благословляющий жест руки означает великую заботу о благе человечества, о развитии и эволюции Вселенной. Юпитер распоряжается огромной силой на владение которой указывает жезл в его руке. Колесница - средство его передвижения для исполнения Божественной воли. Восемь лошадей олицетворяют собой восемь сверхъестественных сил: 1) Анима – способность уменьшаться в размерах по своему желанию; 2) Лакхима – способность к левитации, уменьшать свой вес; 3) Прапти – способность достигать любой цели; 4) Пракамья – способность к высокой концентрации; 5) Махима – способность увеличиваться в размерах; 6) Ишитва – способность к достижению величия; 7) Вашитва – способность к подавлению страстей и желаний; 8) Камавасайта – способности исполнять любые желания.[3]

Храм Шри Брихаспати, г. Варанаси, Индия
Храм Шри Брихаспати, г. Варанаси, Индия
 

Одним из известных современных храмов Юпитера - Брихаспати Дхам Мандир (Brihaspati Dham Mandir) в г. Джайпур(Индия), недалеко от старого города Джайпура и в 10 минутах от аэропорта Джайпура. Он расположен на берегу реки Дравьявати, которая протекает через весь город. Решение построить храм принял Гуру Нарендра Шарма. У него было видение, в котором Господь Гуру Брихаспати поручил ему построить великолепный храм, посвященный Брихаспати. В храме установлено центральное божество - позолоченная статуя Брихаспати, которую установили 7 июля 2009 года. [4]

В городе Варанаси(Индия) находится один из самых древних храмов - Шри Брихаспати(Shri Brihaspati Temple). Этот храм представляет собой двухэтажное строение с изогнутой лестницей, ведущей в святилище. Расположен со стороны ворот храма Каши Вишванатх. Возле ворот храма расположены две статуи змей. Согласно легендам, Гуру Брихаспати постоянно присутствует здесь. По четвергам происходит особенная служба. Для исполнения молитв, в том числе и те, кто не может зачать детей, посетители храма подносят сандаловое дерево и куркуму к стопам Гуру Брихаспати. 

Истории

С незапамятных времен суры и асуры (боги и демоны) стали врагами, поспорив из-за богатства и благ трех миров. Чтобы добиться победы в битвах, боги избрали своим наставником Брихаспати, а демоны — Шукрачарью, бога планеты Венеры(«Бхасабхарата», гл 76). Вражда между девами и асурами возрастала день ото дня, и Шукрачарья стал совершать в Гималаях подвижничество, посвященное Господу Шиве, с целью обрести особые силы и с их помощью уничтожить богов. Подвижничество должно было длиться тысячу лет. Узнав цель Шукры, Индра, царь богов, направил ему свою дочь Джаянти, попросив ее обманом добыть силы Шукры. Джаянти прибыла к Шукре и осталась с ним как его последовательница и приближенная. Прошла тысяча лет, и Шива, явившись к Шукре, передал ему силы, способные уничтожить богов. Когда Шукрачарья готов был возвратиться к асурам, Джаянти попросила его стать своим супругом. Шукра согласился быть ее мужем в течение десяти лет, но весь этот срок они должны были оставаться невидимыми для мира. Брихаспати решил воспользоваться случаем и, приняв облик Шукры, пришел к асурам. Увидев своего наставника, вернувшегося после долгого подвижничества, асуры устроили ему радостный, сердечный прием. Брихаспати, заняв место Шукрачарьи, стал так хвалить асуров, что за десять лет сумел устранить укоренившуюся среди них ненависть и склонность к раздорам. По прошествии десяти лет жизни невидимым Шукра покинул Джаянти и вернулся к асурам. Увидев одновременно двух Шукр, асуры были поражены и объявили, что настоящий их наставник тот, кто учил их последние десять лет. В досаде на неблагодарность своих учеников, Шукрачарья проклял их, сказав, что скоро они погибнут, и покинул асуров. Тогда и Брихаспати, приняв свой подлинный облик, вернулся на небеса. Так асуры остались без наставника, подобно овцам без пастуха. В конце концов, асуры пришли к Шукре просить прощения, и он вновь стал их учителем. При этом Шукрачарья провозгласил, что его проклятие не может быть отменено, однако дал асурам слово, что их сила вернется к ним в эпоху Саварни Ману(«Деви-бхагавата», ск.4).[2]

Эзотерическая характеристика

Брихаспати является учителем и наставником богов, тонким мыслителем и обладателем безбрежных познаний, имеющим глубочайшие убеждения по множеству самых различных вопросов. Всякое действие богов берет свое начало в размышлениях Брихаспати. Во всех трех мирах не существует философии, которую бы не поведал в различное время богам, царям и подвижникам Брихаспати.[2]

Юпитер - самый большой благодетель в Солнечной системе. Он - носитель космического блага, противодействует процессам материализации и стабилизирует результат духовного прогресса. Он - божество, которому поклоняются другие боги. Юпитер олицетворяет собой материализацию Божественной милости посредством ритуалов, церемоний и почитания.[3]

В Ригведе божества и герои прибегают к Брихаспати как к могущественной силе, способной предоставить несокрушимую защиту и несметные богатства, духовные и материальные, и благословить на великий успех. Брихаспати настолько расположен и щедр к своим почитателям, что им по силам преодолеть любое сопротивление. Богатства их преумножатся и дети будут расти в славе и могуществе. Другими словами, находясь под благоприятными лучами Юпитера, человек получает возможность победить врагов, умножить материальные ресурсы, стать во главе большой семьи и достигнуть видного общественного положения. Благополучие, которое дарует Брихаспати, человек «зарабатывает» своим хорошим поведением. Брихаспати дает возможность добрым делам, которые человек совершил в прошлых воплощениях, принести свои плоды. Он предоставляет человеку благоприятные возможности для реализации его внутренних качеств. И если Марс разрушает препятствия, вдохновляет на битву и благословляет пробуждение дремлющих внутренних качеств, то Юпитер, наоборот, противник всякой борьбы и кровопролития. Он создает для развития и расширения личности такие условия, что конфликт противостояния в принципе не возникает. Юпитер указывает путь, как человеку жить и как себя вести, чтобы оставаться в согласии с законами природы. Он — наставник богов, символизирующий собой счастливую гармонию и блаженство.[3]

Базовые вибрации Юпитера возбуждают в человеке потребность трансформировать материальное в духовное. Это выражается в поиске духовных способов использования материальных приобретений и, прежде всего, в использовании имущества и власти на благо человечества. Именно поэтому такие люди стремятся к приобретению определенного статуса, как светского, так и духовного. Гуру предоставляет возможности для неограниченной реализации внутренних качеств. Юпитер желает дать всему возможность роста: он как весенний ветер, благодаря которому прорастают зерна и появляются цветы. Его мало интересует, какие именно качества будут реализованы. Расстановка пределов и ограничений — не есть задача Юпитера. Он защищает и наделяет возможностью расширения. Согласно индийской мифологии, Творец Брахма наделил демонов такими дарами, что сделал их непобедимыми. Юпитер и Брахма имеют общую изначальную природу. И поэтому Юпитер, подобно Брахме, может пробуждать любые дремлющие качества. Однако в отличие от истории с дарами Брахмы, даже если своим влиянием Юпитер пробуждает нежелательные качества, он стремится сложить ситуацию так, чтобы человек вернулся на правильный путь, предварительно получив естественное справедливое воздаяние за свои ошибки, допущенные в результате его самонадеянности и высокомерия.[3]

Астрологическая характеристика

Обозначение

Символ Юпитера
Символ Юпитера

Влияние Юпитера отражено в геометрии его символа, который состоит из креста и дуги. Этот знак раскрывает основной характер влияния планеты, задача которой приостановить дальнейшую материализацию и активизировать одухотворяющую энергию. Крест символизирует материю, а дуга - одухотворяющий импульс.[3]

Основная концепция

Юпитер символизирует дхарму — закон нашей внутренней сущности, то есть закон творческой эволюции и самореализации. Юпитер указывает на светоч истины, который служит нам проводником на жизненном пути. По расположению этой планеты в натальной карте можно судить о характере и о твердости принципов, которых придерживается человек. Это саттвичная, то есть духовная и этическая планета, побуждающая человека стремиться к добру. Он утверждает принцип добра в нашей жизни и дарует людям всевозможные блага. Юпитер — планета ума. Не интеллекта, который зависит от информации или от утонченной способности различения (и обычно находится в ведении Меркурия), но того бесформенного ума, который восходит к вечным законам и, в конечном счете, к самому себе в вечности. Он символизирует наше чувство собственного бессмертия и показывает, в какой мере мы сознаем космический разум и ориентируемся на него в своей жизни. Он олицетворяет тот неизменный Божественный дух, который учреждает и поддерживает законы природы.[8]

Свойства

Пол Мужской
Природа Вода
Гуна Саттва
Цвет Жёлтый
Вкус Сладкий
Статус Министр
Каста Брахман
Металл Золото
Камень Жёлтый сапфир

Положение в знаках

Жёлтый сапфир
Жёлтый сапфир
 
Уча(экзальтация) Мулатрикона Свакшетра Нича(падение)
0° до 30° Рака от 0° до 10° Стрельца от 10° до 30° Стрельца и от 0° до 30° Рыб 0° до 30° Козерога

Градус максимальной экзальтации - 5° Рака. Градус максимальной дебилитации - 5° Козерога.

Дружба и вражда

Друзья Враги Нейтральные
Солнце, Луна, Марс Меркурий, Венера Сатурн

Прикладные значения

Гуру считается самой благоприятной планетой:

Юпитер - наиболее мощная из всех планет для ослабления неблагоприятных и усиления благоприятных результатов. Венера обладает половиной благоприятного воздействия Юпитера, а Меркурий лишь половиной половины Венеры. Однако, сила Луны является основой силы всех планет.

Пхаладипика(4:11)[9]

Юпитер представляет закон, юриспруденцию, духовного учителя, педагогов, высшее образование и дальние поездки.

Юпитер - дхарма-карака, показатель благочестия и хорошей кармы. По положению Юпитера в гороскопе человека судят о его благочестивой карме. Циклы планеты Юпитер, или ее транзиты, приносят человеку плоды его благочестивой кармы. Это - периоды успехов и удачи, процветания и благополучия. Транзиты Юпитера считаются очень важными. Именно Юпитер дает возможность проявиться благоприятной карме. Без его аспекта плоды благоприятной кармы не могут созреть и проявиться.

Юпитер называют гьяна-каракой, показателем духовного знания. Юпитер называется Гуру, так как именно по этой планете в гороскопе видно, какова карма человека по отношению к своему гуру, духовному наставнику. Считается, что сильный Юпитер в гороскопе человека говорит о его тесной связи с духовным учителем, а также то, что сам человек может стать гуру. Он может сам распространять гьяну - духовное знание.[6]

Юпитер — планета творчества. Он служит показателем внешней созидательной деятельности и, в частности, продолжения рода. Под властью Юпитера находится и внутреннее созидание. Эта планета наделяет человека способностями к самовыражению, которые могут проявляться в самых разных областях — от философии до организаторской деятельности (впрочем, талантов в искусстве Юпитер обычно не дарует: это — дело Венеры). Всякое творчество рождается из наших внутренних установок и принципов, которыми правит Юпитер. Юпитер открыт и щедр, он способствует росту и экспансии, и каждый новый этап развития приносит ему огромную радость.[8]

Юпитер - путра-карака, показатель сына. Считается, что хорошая карма проявляется прежде всего в благочестивом потомстве.

Юпитер - дхана-карака, показатель богатства.

«Юпитерианцы» оптимистичны, веселы, общительны, почтительны к старшим, к духовным учителям и священным писаниям, сострадательны, справедливы, честны. Имея логический, широкий ум, значительное самообладание, самоуверенность и решительность, «юпитерианцы» обычно вызывают доверие и занимают ответственные, важные позиции в обществе.

Пораженный и слабый Юпитер дает расточительность, чрезмерный оптимизм, экстравагантность, ложные надежды и пустые мечты, долги, споры, склонность к азартным играм, безрассудство и подорванную репутацию.[6]

В гороскопе Юпитер указывает на духовного учителя, наставника, начальника и представителя закона.

Юпитер указывает область деятельности, которой человек более всего предан в жизни и которой посвящает свои лучшие силы. Поэтому в женских гороскопах он нередко обозначает мужа. Впрочем, такое толкование применимо в основном в индийском обществе, где брак заключается с благословения семьи и освящается религиозными обрядами. На Западе же, где основанием для вступления в брак чаще служат личный выбор или страсть, мужа в карте женщины обычно обозначает Марс.[8]

В физиологии человека

Юпитер управляет печенью, бедрами, артериальным кровообращением, жиром в человеческом организме.[6]

Юпитер, в целом, планета хорошего здоровья, но, будучи неудачно расположенным и в то же время обладая достаточной силой, порождает болезни водного (капха) типа. Как планета избытка и изобилия, он приносит избыточный вес, отечность и диабет. Он способен вызывать расстройства кровообращения, отложение холестерина, нарушенную функцию печени; следствием чего могут быть сердечные приступы. С Юпитером связан избыточный рост тканей тела. Юпитер порождает и опухоли, но, главным образом, доброкачественные. Если Юпитер слаб и поражен недоброжелательными планетами, он приносит недомогания типа вата: истощение, физическую слабость, кашель, одышку, нервные болезни и гормональный дисбаланс.[7]

Тип личности

Юпитерианский тип формируется при наличии в гороскопе сильного Юпитера — например Юпитер на асценденте или в других угловых домах, особенно если при этом он расположен в знаках своего владения (Стрелец, Рыбы) или в знаке экзальтации (Рак). Асценденты, управляемые Юпитером (Стрелец, Рыбы), обычно создают юпитерианский тип, если другая планета не аспектирует как Юпитер, так и асцендент. Содействующим фактором является наличие Солнца или Луны в Стрельце или Рыбах. Другой усиливающий фактор — положение Юпитера вместе с Луной или в углу от нее (Гаджа Кешари йога в терминах ведической астрологии). Юпитерианские черты гороскопа также усиливаются, если есть аспект Юпитера на асцендент или его управителя. В связи с этим помните об особых тригональных аспектах Юпитера (пятый и девятый).[5]

Юпитер представляет положительную, активную, или здоровую сторону водного элемента и Капха доши. Юпитерианские типы обычно обладают сильной Капха конституцией с хорошим развитием мускулов, других тканей и иногда жира. У них большие головы, руки и ноги, а с возрастом они могут стать грузными. В их внешности будет что-то желтоватое или золотистое и они, как правило, принадлежат к теплой природе с ровным наполненным кровообращением и хорошим метаболизмом. Юпитерианские типы обладают громадной силой и получают удовольствие от физической работы, упражнений и любят бывать на свежем воздухе. Они более активные и атлетичные, нежели прочие Капха-типы, и это существенный компонент их благополучия. Как правило, юпитерианцы здоровые и живут долго, но могут страдать от потакания собственным слабостям и от желания слишком многого достичь в жизни. Их самые слабые органы — поджелудочная железа, селезенка и печень. Они страдают, в основном, от переедания сладкой, калорийной и жирной пищей. Избыточное потребление сахара может привести их к диабету. Если люди такого типа начинают вести сидячий образ жизни, то преимущества их дюжего телосложения быстро улетучиваются. В психологическом плане юпитерианские типы жизнерадостные, веселые и удовлетворенные, «стадные» и добрые, любят общаться с людьми, часто собирают у себя друзей и родных. Экспрессивны, из них бьет ключом энтузиазм, любят представления и вообще все энергичное. Любят игры и шоу, но иногда бывают вульгарны, редко печалятся, но у них есть тенденция к излишнему оптимизму. Они, бывает, слишком много себе позволяют, что приводит к излишней растрате сил. Часто это происходит из-за сомнительных связей — когда Юпитер подвержен влиянию Венеры или Раху. Типичной юпитерианской карьерой может быть крупный бизнес, банковское дело и менеджмент. Юпитерианские типы часто преуспевают в финансах и, реализуя свои устремления, накапливают большое количество собственности, друзей и связей. Еще бывает, что они тяготеют к юриспруденции и военному делу, в чем-то уподобляясь марсианским типам, но здесь это происходит скорее от природного чувства справедливости, чем от врожденной агрессивности. Что касается искусств, то их более всего притягивает музыка. Часто у них сильная целительская энергия, и те, кто находится рядом с ними, чувствуют энергетическую подпитку. Юпитерианцы часто интересуются философией, религией и духовностью. Юпитерианские типы уравновешены, добры, сострадательны, всегда стремятся к справедливости, высокоморальны, этичны и обладают религиозным пылом. Но все же их чувства и идеалы могут быть слишком грандиозными и превосходить дозволенное обстоятельствами. Они, желая быть популярными, придерживаются традиционных религий и могут быть пойманы на приверженности обрядам и чинопочитании. Иногда внешняя сторона религии становится для них важнее ее внутренней сути. Юпитерианцы способны на великую преданность. У них уравновешенный ум и они пребывают в мире сами с собой. Часто в поздние периоды жизни у таких людей появляется склонность к созерцанию. Глобальные планы и первопринципы интересуют их больше, чем детали или просто информация. В них заложена доброжелательность, экспансивность и стремление помогать другим. Им нравится все, что связано с поступательным развитием жизни, и они ему содействуют, осуществляя прорывы в науке и знании.[5]

Источники

1. Фредерик М. Смит, Роберт Свобода. Величие Сатурна. - М.: Саттва, 2011. - 280 с. 

2. Индубала деви даси. Астрология вселенских мудрецов. Издательство Фонда ведической культуры, 1999. — 352 с.

3. Б. Бехари. Мифы и символы ведической астрологии. - Саттва, ООО «Профиль», 2008. - 304 с.

4. Сайт храма Брихаспати Дхам Мандир: brihaspatidham.com. 

5. Давид Фроули. Аюрведическая астрология — М.: Саттва, 2012. — 320 с. 

6. Поздеева И.В. Джйотиш, или Ведическая астрология, - «Новое время», 2010. - 296 с. 

7. Давид Фроули. Астрология провидцев. Заочный курс ведической астрологии.

8. Давид Фроули. Астрология провидцев. Руководство по ведической/индийской астрологии. — М.: Саттва, 2003. — 384 с.

9. Д-р Г.С. Капур. Пхаладипика Мантрешвары. — ISBN 978-5-9787-0494-5, 2014. — 343 с. 

Поделиться

Поделитесь этим материалом в соцсетях

Подписка на новости

Подпишитесь, чтобы узнать о новых материалах нашего сайта

Вконтакте
Телеграм