Луна
Ча́ндра (санскр. चन्द्र — «сверкающий» или «Луна»)
Миролюбив и приятен наружностью и нравом, он обладает стройными, хотя и округлыми формами тела. Руки и ноги его изящны, глаза прелестны. Он мудр, и речи его умны, кротки и благозвучны. Луна обладает смешанной конституцией капха-вата. Непостоянный, он вечно скитается, нигде не задерживаясь подолгу. По природе своей он вайшья. В теле человека он властвует над кровью; имея природу семени, он полон страсти. Тот, кто ищет любовных наслаждений, должен поклоняться Луне.
Роберт Свобода. Величие Сатурна
Мифология
Происхождение
Первое упоминание о Соме содержится в "Ригведе", содержащей много гимнов, восхваляющих его бодрящие или опьяняющие качества.
Выжатые для Индры, для Ваю, для Варуны, для Марутов, соки сомы текут для Вишну. Ригведа. IX, 33. К Соме
В одном из мифов Сома, или Луна, является сыном риши Атри и его жены Анусьи, т.е. внуком Брахмы. Атри — один из семи провидцев, поддерживающих равновесие Вселенной, Анусья — выражение чистоты и целомудрия. Рождение произошло так: риши Атри неподвижно простоял с поднятыми вверх руками, даже не моргая, три тысячи лет. За этот срок тело его так насытилось Сомой, что сам он превратился в Сому и поднялся в небо. Сок Сомы переполнял его и сочился из глаз, наполняя небеса чудесным сиянием. Богини десяти сторон света собрались вместе, чтобы собрать этот сок в своё общее лоно, однако долго удерживать его не смогли. Он выпал на землю и обрёл форму Луны, после чего Брахма поместил его в колесницу. И стали ему поклоняться все небожители.[1]
Согласно другому мифу, Луна — это дитя Дхармы, или праведности. В третьем в качестве отца Луны выступает Прабхакар, имя которого означает «Солнце», «Огонь», «океан», а также является одним из имен Господа Шивы.[2] В Ведах упоминается по меньшей мере три вида Сомы: Сома Павамана (Млечный Путь), Сома-Луна и растение Сома, содержащее сок-Сому. Сома-Луна, в свою очередь, имеет три ипостаси: Сома-светило, Сома — божество, владыка планеты и Сома — нектар, источаемый Луной. Брахма сделал Сому, бога Луны, властителем планет и звезд, повелевать над жрецами, растениями, животными и благочестивыми обетами.[3] В эпической мифологии Махабхарата он становится властителем северо-востока.
В ведических источниках, таких как «Яджур-веда» и «Нараяна-упанишада», утверждается, что божества не обладают самостоятельной властью, а являются лишь представителями Вишну. Чандра является представителем Вишну, и, подобно любому другому живому существу во вселенной, подвержен процессу рождения и смерти.
Имена
Для Луны не нашлось иного места, нежели на лбу у Шивы, и поэтому одно из имен Луны — Шива-Шехар, что дословно означает «гребень Шивы». Из этого гребня струится нектар, который питает мироздание и нескольких капель которого достаточно, чтобы смертный обрел бессмертие.Имена Луны проливают свет на природу ее влияния. Это Сома (Нектар), Ушадпати (Владыка трав), Кумудпати (Владыка лотоса), Накшатранатх (Супруг накшатр), Шветаджаджи (Тот, кого тянут за собой белые лошади). Сома есть имя, которое Луна получила за «укрепление нашей жизни и победу над тем, что нам противостоит», как о том говорится в Ригведе. [2]
Индуисты называют Чандру и другими именами. "Бхагавата-пурана" называет его Дживой — главным живым существом во вселенной. Также одно из имён Чандры — Маномая — которое означает, что божество, управляющее умом каждого живого существа. Еще одно лунное имя встречается в "Бхагавата-пурана" - Аннамая, т.к. является источником жизненной силы для всех живых существ.
Изображения
В городе Тхингалур, Индия находится храм бога Чандры. Само слово "Тхингал" с тамильского означает "страна Луны" и, очевидно, этот город посвящен именно лунному божеству. Согласно мифу, Чандра женат на двадцати семи дочерях Дакши Праджапати. Дочери Дакши — это накшатры, или лунные созвездия. Луна последовательно посещает их, оставаясь в каждой накшатре ровно один день. Однажды Чандре случилось влюбиться в Рохини — это четвертая накшатра, которой свойственно плодородие и огромная творческая сила. Особое внимание, которое Чандра стал уделять Рохини, вызвало зависть и ревность остальных сестер. Они пожаловались отцу. Дакша пришел в ярость и проклял Чандру на бездетность и на смерть от истощения. Считается, что именно здесь Чандра молился Господу Шиве, чтобы тот вылечил его недуг. Шива спас Чандру, однако его недуг не устранил полностью. С тех пор Луна регулярно день ото дня теряет свой блеск, затем набирая его заново. Потому главными установленными божествами здесь являются Шива и Деви. Посещение храма является способом умиротворения Луны или уменьшения Чандра доши: посетившие этот храм получают счастье и силу, освобождаются от стрессов и грусти. Для этого можно сделать пожертвования в храме: рис, белые цветы, белая ткань, йогурт, жемчуг. В храме находится статуя самого бога Чандры, которую открывают во время богослужения.
В музее индийской мифологии Сурендрапури в г.Хайдарабаде (Индия) находится статуя Чандры вместе с его любимой женой Рохини.
Пураническая мифология рисует образ Чандры восседающим на колеснице о трех колесах, в которую запряжены десять белых лошадей — по пять с левой и с правой стороны. Трактуется данный образ аналогично тоиу, как у солнечной колесницы было три ступицы колеса и пять спиц. Подобие солнечной и лунной колесниц указывает на особый статус, которым обладает Луна, согласно ее роли в Божественном плане. Десять лошадей лунной колесницы, распределенных в две группы, — прозрачный намек на важность пяти органов чувств и пяти органов действия. Они бесцветны (не имеют личности и воли) и всегда готовы переместить Сому (сознание) туда, куда он пожелает.[2]
Эзотерическая характеристика
Если Солнце представляет космическую мужскую силу, то Луна - символ космической женской силы. Солнце – Бог (Дэва), а Луна - Богиня (Дэви). Солнце - дух, а Луна - творческая сила, преображающаяся в материю. Солнце - Шива, а Луна - Шакти. Вдвоем они символизируют великую изначальную двойственность мужского и женского начал, активного и пассивного, разума и тела, дня и ночи, воли и любви. Если Солнце - Божественный Отец и Создатель, то Мать - Божественная Мать и Создательница. Солнце властвует над временем, а Луна управляет пространством; Солнце правит огнем, а Луна - водой.
Солнце олицетворяет «Я» - независимое, непосредственно воспринимающее сознание. Луна символизирует ум - зависимое размышляющее сознание, как правило, обусловленное. Если Солнце показывает, каковы мы на самом деле, то Луна говорит о том, как мы связаны с другими людьми, - о нашем общественном сознании. Солнце описывает характер индивидуальности, а Луна - характер личности. Солнце характеризует причинное тело и является показателем того желания, которое душа намеревается осуществить в данной инкарнации. Луна характеризует астральное тело - область накопленных впечатлений или прошлой кармы, предопределяющей обстоятельства нынешнего воплощения. Вот почему Луна - важный показатель кармы.
Солнце символизирует настоящее и будущее, а Луна - прошлое. Солнце показывает, кто мы такие и какими должны стать. Луна показывает, кем мы были и что принесли с собой из прошлого. Она может свидетельствовать и о позитивном багаже опыта, который позволит достичь нам более высокого уровня сознания в этой жизни, и о негативных влияниях прошлого, которые приковывают нас к регрессивным поведенческим схемам.[5]
Астрологическая характеристика
Обозначение
Астрологический символ Луны — лунный серп, каким он видится в первую лунную фазу, то есть две дуги, соединенные своими концами и обращенные кривизной вправо. Такой символ соответствует одной из фаз видимой Луны. Геометрия лунного знака содержит также отношение Луны к психическим и физиологическим процессам в эволюции человека. Можно рассматривать лунный символ как изображение волны воды, которая подобно эмоциям приходит и спадает, а также меняет направление. В действительности лунный принцип действует подобно солнечному, который в своем проявлении разворачивается от центра к периферии и затем, достигнув некоторой границы, устремляется назад. В древних текстах говорится, что Луна отличается от Солнца лишь тем, что дает жизнь одной-единственной планете Земля, тогда как Солнце питает всю Солнечную систему.[2]
Основная концепция
Согласно Джaтака-Пaриджaте (гл. 2, шлока 1) Чандра представляет Читту (составляющую ума). Когда Чандра сильна в карте рождения, она дает жизнь и силу, поскольку Чандра также рассматривается как Лагна, а сила Лагны обеспечивает жизнь и силу. Помимо этого, Мундак-Упанишада (3:1:8) говорит: "Высочайшее не может быть увидено глазами, не может быть в достаточной мере выражено словами, не может быть объектом ощущения любого из человеческих органов чувств, даже не может быть реализовано через аскетизм или действие. Только ум человека может обрести знание "Я" через опыт чистого ума, Чистого Сознания." Это означает, что только чистый ум может отражать торжество Абсолюта. Такой способностью обладает чистая Чандра, то есть ум. В Джйотиш большинство йог (планетарных комбинаций) в карте образуется благодаря силе Чандры.[6]
Свойства
Пол | Женский |
---|---|
Природа | Вода |
Гуна | Саттва |
Цвет | Белый |
Вкус | Солёный |
Статус | Королева |
Каста | Вайшья |
Металл | Серебро |
Камень | Жемчуг |
Положение в знаках
Уча(экзальтация) | Мулатрикона | Свакшетра | Нича(падение) |
---|---|---|---|
от 0° до 3° Тельца | от 3° до 30° Тельца | от 0° до 30° Рака | от 0° до 30° Скорпиона |
Градус максимальной экзальтации - 3° Тельца. Градус максимальной дебилитации - 3° Скорпиона.
Дружба и вражда
Друзья | Враги | Нейтральные |
---|---|---|
Солнце, Меркурий | - | Марс, Юпитер, Венера, Сатурн |
Прикладные значения
Луна - благотворная планета, но когда убывает - пагубная(БПХШ 3:11).
Луна — показатель нашей социальной природы. Она характеризует наши общественные интересы, взаимообмен и взаимодействие человека с другими людьми. По положению Луны можно судить об общей склонности человека завязывать личные отношения и о том, как он воспринимает других людей и общество в целом. Луна — это творческие и выразительные способности ума, а также способность человека влиять на других людей и, со своей стороны, подпадать под внешнее влияние.[5]
Луна указывает на основное состояние личности, которое диктует ей природа эмоций и чувств. Это определяется через силу Луны в карте: дом, в котором находится Луна, планетные аспекты и влияния, а также то, является Луна растущей или убывающей.
Сильная Луна наделяет человека уверенной и ровной эмоциональностью, которая будет помогать ему во всех жизненных свершениях и обеспечит сильный стержень. Слабая Луна сделает жертвой эмоций и неустойчивости и может аннулировать и свести к минимуму все прочие достоинства карты. Сильная Луна проявит положительные стороны лунного знака, тогда как слабая Луна отразит его слабости. Термин Джанма Раши, или «знак рождения», относится как раз к лунному знаку. Термин Джанма Лагна означает асцендент рождения, или восходящий знак. В ведической системе наравне с транзитами от асцендента(Лагны) используются также транзиты от Луны, так как последние показывают, как события влияют на личность. Транзиты же от асцендента более точно указывают на внешние события, или результаты, производимые в материальном мире. Качества лунного знака отражают не только планету, управляющую этим знаком, но также природу дома, которым управляет Луна, считая от знака, ею занимаемого (то есть мы берем лунный знак за первый дом).
Астральное тело, по которому судят о природе чувств и эмоций, в гороскопе представлено, в основном, Луной — ее расположением в гороскопе и получаемыми ей влияниями, ее знаком и накшатрой (лунным созвездием). На астральное тело также указывает четвертый дом — дом ума и его планетный управитель. [4]
В физиологии человека
В теле человека Луна отвечает за: кровь и другие жидкости (лимфатическая, слюнная и др.), грудь и матка у женщин, желудок (совместно с Марсом), легкие (жидкость в органе), левый глаз у мужчин, правый глаз у женщин, кишечник (как полый орган, содержащий жидкости), пищевод, миндалины.
Луна управляет элементом воды, телесными флюидами вообще и всеми капха-системами. Она правит эмоциями, или чувственной природой, что, в основном, является полем деятельности капхи. Ведь именно с водой символически связаны качества восприимчивости и способности питать и взращивать. Сильная Луна содействует качественной капхе и капха-конституции в организме. Однако у Луны, по причине ее переменчивой природы, есть некоторые воздушные, или вата-качества, особенно когда она близка к Солнцу и слаба в свечении, что бывает близко к новолунию. Поражения Луны вредят здоровью в детстве, а также травмируют психику. Так как Луна правит водным элементом и капха дошей, то ее влияние переносится и на плазму — основной телесный флюид. Сильная Луна обеспечивает хорошую гидрацию организма, а гидрация это и есть основная функция плазмы. В классических ведических текстах в этой связи упоминается также и Меркурий, так как он управляет кожей, с которой плазма связана.
Луна вызывает болезни, в основном, когда ослаблена, что выражается чаще всего в расстройствах воздуха, или проблемах ваты. Легкие могут быть слабыми, количество жизненных флюидов ограничено, а слизистые оболочки легко высыхают и повреждаются. В крайнем проявлении это могут быть астма, пневмония и другие легочные болезни. Возможны нервные и эмоциональные расстройства, угрюмость, депрессия и истерия. Часто бывают бессонница, ночные кошмары и отсутствие душевного покоя. Будучи сильной, но плохо расположенной, Луна дает расстройства капхи — излишек слизи, воспаленные миндалины и образование опухолей (как правило, доброкачественных). Она будет давать эдему и другие болезни, связанные с задержкой воды, проблемы с почками, лишний вес и лень. Поражение Луны также отрицательно влияет на половую сферу и детородные функции. Благоприятно расположенная Луна обеспечивает отличную физическую форму, качественные жизненные флюиды, эмоциональное равновесие и устойчивость ума, отражая хорошую наследственность и доступ к качественной медицине.
Тип личности
Лунные типы создаются благодаря сильно расположенной Луне в гороскопе, что наиболее часто встречается, когда Луна на асценденте или в других угловых домах, особенно когда она при этом в своем собственном знаке (Рак) или в знаке своей экзальтации (Телец). Асценденты в Раке, как правило, создают лунный тип, если только над Луной не довлеет другая планета, что часто бывает, когда Солнце тоже в Раке. Аспект Луны к асценденту и его управителю тоже может создать лунный тип. Луна в соединении с Юпитером или в угловом доме от него также способствует увеличению ее силы. Заметьте, что Луна, чтобы обладать полной силой, должна быть на достаточном удалении от Солнца. Полная Луна особенно часто встречается в гороскопах людей лунного типа, особенно если она расположена в знаках земли или воды или в углах карты. У индивидов лунного типа и в телосложении, и в поведении преобладает элемент воды и капха-доша. У них округлые, привлекательные, луноподобные лица, равно как и округлые, хорошо развитые тела. Обычно их внешность светлая и белокурая, а белки глаз ясные, без красных прожилок. В организме переизбыток жизненных флюидов, а волосы, как правило, толстые, блестящие и жирные. С возрастом лунные типы становятся тяжеловеснее, накапливают вес и задерживают влагу. У женщин это часто происходит после рождения первенца, а вообще — после сорока лет. Тела этого типа холодные и влажные, легко накапливают флегму и слизь. У них сильные легкие и звучные голоса, но они часто страдают от застойных явлений. У индивидов лунного типа может развиться задержка жидкости (эдема), особенно в области бедер и ступней. Как правило, они долго живут и обладают хорошим здоровьем, но часто страдают продолжительными, то исчезающими, то возобновляющимися, незначительными заболеваниями. У них бывает склонность к лени и пересыпанию, что подрывает их здоровье. Лунные типы любят принимать на себя материнскую роль, играя для других роль любящего, заботливого, помогающего человека. Они лояльны, зависимы и отзывчивы, становятся хорошими друзьями и супругами. Люди этого типа хорошие повара и часто ориентированы на домашний очаг. Их жизнь часто строится на общении с людьми, хотя это общение может захватывать не только семью, но даже всю нацию, что встречается у политиков лунного типа. Когда им удается преодолеть свою врожденную застенчивость и научиться действовать на публичном уровне, они могут стать социально преуспевающими личностями и даже чуткими вождями, умеющими влиять на массы. Вероятность этого возрастает, если на Луну есть влияние Сатурна. Подобная социально ориентированная Луна может подтолкнуть некоторых женщин в сторону матриархата или чего-то подобного. Психологически лунные типы эмоциональны, чувствительны и переменчивы, как сама Луна. Они романтичны и сентиментальны, из них легко вышибить слезу. Легко впадая в гнев, они также легко прощают и забывают обиды. Однако их собственная эмоциональность еще не гарантирует того, что они чувствуют эмоции других, и люди этого типа часто попадают в ловушку, не понимая чувств партнера. Сила их эмоций может дать артистический дар, особенно для публичных выступлений, а также яркую экспрессивность, выражаемую, в том числе, через поэзию. Высшие лунные типы обладают психическими и духовными способностями, преданы своему божеству и обладают способностью к созерцанию. Благодаря склонности глубоко проникать в суть вещей могут быть целителями, экстрасенсами и мистиками. Однако если Луна в гороскопе повреждена (например, в случае совместного влияния на нее Марса и Сатурна или соединения с Раху) можно говорить об эмоциональной неустойчивости, включая психические расстройства. У лунных типов вторичной дошей выступает вата, которая содействует переменчивости их эмоций. Так как Луна сама по себе является важным астрологическим фактором (важнее только асцендент), то существуют различные лунные типы в зависимости от того, в каком знаке находится Луна.[4]
Источники
1. Фредерик М. Смит, Роберт Свобода. Величие Сатурна. — М.: Саттва, 2011. — 280 с.
2. Б. Бехари. Мифы и символы ведической астрологии. - Саттва, ООО «Профиль», 2008. - 304 с.
3. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. — 270 с.
4. Давид Фроули. Аюрведическая астрология — М.: Саттва, 2012. — 320 с.
5. Давид Фроули. Астрология провидцев. Руководство по ведической/индийской астрологии. — М.: Саттва, 2003. — 384 с.
6. Махарши Парашара. Брихат-Парашара-Хора-Шастра. - В 2 томах - Донецк: ООО «Лебедь», 2005.
Поделиться
Поделитесь этим материалом в соцсетях
Подписка на новости
Подпишитесь, чтобы узнать о новых материалах нашего сайта